Образование

Как делить в столбик»/>

Комментировать Слушать Подписаться

Деление — математическая операция, позволяющая разбить число на определённое количество равных частей. Она изучается в 3–4 классах школы и широко используется в повседневной жизни. Расскажем, как делать деление в столбик, с подробным объяснением этого процесса.

Что такое деление с остатком

Перед тем как научиться делить в столбик, нужно усвоить, что деление бывает без остатка и с остатком. В первом случае число можно целиком поделить на другое, разбив на несколько одинаковых частей. А во втором — этого сделать не получится.

К примеру, разделим 6 на 3. 3 помещается в 6 ровно два раза, не оставляя остатка. Если же 7 разделить на 3, то две тройки образуют 6, и до 7 не хватает ещё одной единицы. 1 — и есть остаток.

Возьмём более сложное задание. Поделим 59 на 6. Для этого определим самое большое к 59 число, которое делится на 6 нацело. Это 54 (54: 6 = 9). Далее найдём остаток: 59 – 54 = 5. Ответом к данному примеру будет 9 и остаток 5. При этом делается следующая письменная математическая запись: 59: 6 = 9 (5).

Деление с остатком можно проверить. Для этого полученный результат следует умножить на цифру, на которую делилось исходное число, и к полученному произведению прибавить остаток. Должно получиться исходное число. Проверка для рассмотренного примера: 9 * 6 + 5 = 59.

Как правильно делить в столбик

Перед тем как объяснить ребёнку деление столбиком, в школе изучают базовые понятия, используемые при делении. Благодаря им проще понять механизм математической операции:

  1. Делимое. Делимым называется самое большое число, которое делят на части.
  2. Делитель. Это цифра, на которую делят. Именно она определяет, на сколько частей поделить делимое.
  3. Частное. Это результат математической операции. Чтобы его проверить, частное умножают на делитель и сравнивают его с делимым.

Если делимое представляет собой однозначное или двузначное число, произвести с ним операцию на деление можно в уме. Однако при работе с многозначными числами сделать это сложно. В таком случае и выручает столбик. Рассмотрим пошагово, как решать примеры на деление в столбик.

Шаг 1. Записать делимое и делитель с уголком

Если делимое — 824, а делитель — 4, их записывают следующим образом: сначала пишут делимое (824), затем ставят уголок и внутри него указывают делитель (4).

 

Шаг 2. Найти первое неполное делимое

Далее следует сравнить крайнюю левую цифру делимого с делителем. Если она больше либо равна ему, то это и есть искомый показатель. Для нашего примера нужно сравнить 8 и 4. 8 — больше четырёх. Значит, эта цифра подходит.

 

Если окажется так, что делитель больше первой цифры, сравнивать нужно первые две цифры. Цифры добавляют до тех пор, пока полученное число не достигнет величины делителя. Только после этого можно вычислять пример дальше.

Например, если искать частное 1434 и 3, неполным делимым будет 14. 1 — меньше 3, поэтому к единице нужно добавить 4. Число 14 больше 3, значит, оно подходит. Если же нам нужно разделить 1434 на 30, неполное делимое — 143.

 

Шаг 3. Определить, сколько будет цифр в частном

Перед тем как разделить в столбик цифры, рекомендуется узнать, сколько разрядов будет иметь число в ответе. Сделать это просто. В частном сначала будет стоять цифра, которую даст первое неполное делимое (даже если оно двухзначное или трёхзначное). А затем в ответе будет столько цифр, сколько осталось в делимом. И при делении 824 на 4, и 1434 на 3, в ответе будет по три цифры.

 

Шаг 4. Разделить неполное делимое на делитель

После этого выполняют первые вычисления. Чтобы их сделать, нужно определить максимальное к первому неполному делимому число, которое целым делится на делитель. В нашем случае это 8. Разделив 8 на 4, получим 2. Именно эта цифра будет стоять на месте первой точки в ответе.

Если бы на первом месте делимого стояла, например, цифра 9, всё равно следовало бы брать 8, поскольку восьмёрка — самое большое число до 9, которое без остатка делится на 4.

Шаг 5. Умножить делитель на полученную цифру

Теперь следует умножить полученную цифру на делитель и записать получившееся число под неполным делимым. То есть 2 умножаем на 4 и записываем восьмёрку под первой цифрой делимого.

 

Шаг 6. Вычесть это число из неполного делимого

Затем необходимо осуществить вычитание нижней цифры из верхней. Результат должен получиться меньше величины делителя. В нашем случае это 0. 0 можно никуда не писать. Если бы разность была выражена другим числом, его следовало бы записать снизу.

К найденному остатку необходимо дописать следующую цифру из делимого. Таким образом вычисляется второе неполное делимое.

 

Шаг 7. Вновь разделить неполное делимое на делитель

Второе неполное делимое тоже должно быть больше делителя. Если это не так, то на место второй цифры в ответе нужно поставить 0 и перенести следующую цифру в неполное делимое.

 

Затем следует разделить полученное число на делитель и таким образом определить следующую цифру в ответе. Шаги, описанные ранее, нужно повторять до тех пор, пока в делимом не останется цифр.

 

Основные правила и принципы деления в столбик:

  1. Когда неполное делимое меньше делителя, к нему нужно добавить следующую цифру из делимого.
  2. Остаток, оставшийся после деления неполного делимого, не может быть меньше делителя.
  3. Если неполное делимое меньше делителя, следующей цифрой в ответе нужно прописать 0 и снести ещё одну цифру из делителя.

При делении числа на десятичные дробные числа, запятую в делимом и делителе переносят на столько цифр вправо, сколько их в делителе. Если в делимом их меньше, добавляют нули. Так дроби преобразуют в натуральные числа и производят операцию.

 

Деление трёхзначного числа на однозначное

Чтобы закрепить, как делить уголком, попробуем поэтапно выполнить ещё один вариант задания, используя рассмотренный выше алгоритм. Вычислим, как поделить в столбик 392 на 7:

  1. На первом этапе решения делается запись. Сначала указывается делимое, затем ставится уголок и в нём — делитель. Пример решается под делимым, а ответ записывается под делителем.
  2. Затем сравнивают первую цифру делимого с делителем, то есть 3 с семёркой. Три меньше 7, поэтому поделить на 7 не получится. Нужно взять следующую цифру из делимого — 9. 39 больше 7. Так получается первое неполное делимое.
  3. Сколько цифр будет в ответе? 39 дадут нам первую цифру. В делимом после 39 стоит ещё один знак, значит, и в ответе будет ещё одна цифра. Всего — две. То есть частное нашего примера — двузначное число.
  4. Следующим действием выполняют деление 39 на 7. Максимальное к 39 натуральное число, которое нацело делится на 7 — 35. 35: 7 = 5. Записываем 5 в ответ на первое место и продолжаем считать.
  5. Умножение 5 на 7 даёт 35. 35 пишут под 39 и вычитают. Остаток 4 записывают под действием.
  6. Теперь нужно определить второе неполное делимое. Для этого к четвёрке сносят 2, получается 42. Это число больше 7, значит, можно производить деление.
  7. 42 разделить на 7, будет 6. Это вторая цифра из ответа. Пример решён: 392: 7 = 56.

 

Деление трёхзначного числа на двузначное

Помимо решения простых примеров, обучение школьников обязательно включает деление трёхзначных чисел на двузначные. Несмотря на наличие калькуляторов, выполнение таких математических операций включено в программу. Оно призвано помочь развитию логики и улучшить знание математики.

Рассмотрим, как делается такое деление в столбик. Все расчёты выполняются стандартным способом, просто они сложнее и требуют проверки умножением.

Используя изученный метод, решим следующую задачу — узнаем, как правильно делить в столбик 624 на 26:

  1. Первым неполным делимым будет 62 (поскольку 6 — меньше 26, а 62 — уже больше).
  2. Какое самое большое к 62 число делится нацело на 26? Чтобы его найти, подберём к 26 подходящий множитель. Начнём с числа 3 (3 получается, если разделить первую цифру делимого 62 на первую цифру делителя 23). Умножив 3 на 26, получаем 78. Это больше чем 62, нам не подходит. Значит, наш множитель — 2. 2 * 26 = 52. Это и есть искомое число.
  3. Первая цифра в ответе найдена — это 2. А под цифрой 62 нужно записать и отнять из неё 52. Остаток 10 записывается ещё ниже.
  4. Теперь нужно ввести следующую цифру из делимого. Сносим её к 10. Получается 104. Это следующее неполное делимое.
  5. Чтобы определить последнюю цифру ответа, нужно разделить 104 на 26. Получается 4. Верный ответ — 24.

 

Как делить однозначные и многозначные числа в столбик с остатком

Как только удаётся научить ребёнка делить столбиком нацело, в школах учатся делить с остатком. В этом нет ничего трудного, если вы умеете производить обычную операцию деления уголком.

Все действия выполняют в том же порядке. Однако после деления последнего неполного делимого на делитель остаётся остаток. Он точно так же записывается в виде разницы под чертой. Но к нему уже ничего не сносят.

Проверить любое деление с остатком можно с помощью операций произведения и сложения. Для этого полученное частное нужно умножить на делитель и сложить результат с остатком.

Мы наглядным способом разобрали материалы, которые относятся к операции деления столбиком. Чтобы безошибочно выполнять все действия, нужно хорошо знать таблицу умножения и регулярно тренироваться.

По материалам

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Общий: 0 Средний: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас может заинтересовать
Закрыть
Кнопка «Наверх»