Образование

Профессия продюсер»/>

Комментировать Слушать Подписаться

Индустрия развлечений и медиа — одна из наиболее быстро развивающихся. В России она с каждым годом прибавляет 4—6%. И немаловажную роль в ней играет продюсирование. Сегодня мы расскажем, что делает продюсер и как им стать.

Кто это такой и чем занимается

Название «продюсер» имеет английское происхождение. Оно появилось от слова «produce», что означает производить. Говоря простыми словами, продюсер — это специалист, который отвечает за производство и выпуск творческих проектов.

Продюсеры работают везде, где нужно, чтобы творчество приносило прибыль, — на телевидении, в кино, интернет-проектах, театрах, музыкальной сфере. В их обязанности входят:

  • разработка идеи;
  • формирование бюджета;
  • поиск специалистов, которые будут работать в проекте;
  • ведение переговоров с инвесторами;
  • обеспечение финансирования;
  • контроль за выпуском и работой проекта.

Продюсер — это организатор и экономист. Он отвечает за работу коллектива, качество создаваемого продукта. Кроме этого, он управляет денежными средствами и делает так, чтобы проект оказался прибыльным.

Отличия от режиссера

Специалисты по продюсированию появились в Америке в начале XX в. Профессия возникла благодаря развитию индустрии кино. В тот же период между продюсерами и режиссерами началось противоборство:

  • Продюсеры работают над проектом с целью получения максимальной прибыли. Их волнует, чтобы фильмы или театральные постановки имели успех и принесли большие сборы. Они контролируют весь процесс работы, в том числе занимаются рекламой и продвижением. Зарплата такого специалиста обычно зависит от доходов, которые удастся получить от реализации проекта.
  • Режиссер отвечает за творческую составляющую. Вместе с продюсером он участвует в поиске актеров, вносит коррективы в сюжет, руководит съемочным процессом или постановкой. Но всё, что касается финансов, не входит в круг его интересов. Он — наемный работник, за свой труд получает обозначенный в контракте гонорар.

Именно поэтому видение продюсера и режиссера часто не совпадает. Режиссер стремится раскрыть творческий потенциал, донести до зрителя свою точку зрения. Продюсер же хочет создать коммерчески выгодный проект.

В реальности встречается множество примеров, когда продюсером и режиссером является один и тот же человек. Например, Стивен Спилберг режиссировал больше 40 кинолент, а продюсировал — более 120.

Какие бывают продюсеры

Профессия продюсер включает множество различных специализаций. От них зависят функции и сфера деятельности специалистов.

Музыкальный продюсер

Музыкальный продюсер — это тот, кто «раскручивает» певцов и музыкантов. Он влияет на репертуар исполнителей, делает всё, чтобы они стали популярными.

Обязанности специалиста:

  • анализ музыкальной индустрии;
  • поиск талантливых исполнителей;
  • разработка концепции музыкального проекта;
  • поиск инвесторов для реализации проекта;
  • организация звукозаписи, концертов, турне;
  • создание и продвижение имиджа артистов;
  • взаимодействие с радиостанциями.

Продюсер берет на себя все организационные, маркетинговые и финансовые вопросы. Исполнитель при этом может сконцентрироваться на творческом процессе.

Театральный продюсер

Театральный продюсер отвечает за создание и продвижение спектаклей. Он формирует идею театральной постановки, разрабатывает концепцию, контролирует работу режиссера и сценариста, осуществляет кастинг актеров.

В задачи продюсера входят поиск путей финансирования театрального проекта и ведение бюджета средств. Он занимается рекламой и продвижением, определяет стоимость билетов и организует гастроли.

Телепродюсер

Телевидение тоже не обходится без продюсеров. Здесь такие специалисты занимаются выпуском телепрограмм, а также руководят эфирной политикой каналов. В зависимости от этого выделяют:

  • Продюсеров проектов. Они придумывают идеи телевизионных программ, следят за соблюдением авторских прав, подбирают членов команды, отвечают за организационные и финансовые вопросы.
  • Эфирных продюсеров. Они формируют сетку вещания, занимаются подбором сотрудников, контролируют бюджет. От их решений зависят имидж телеканала, его популярность у аудитории.

Также на телевидении встречается должность «продюсер информационных передач». Такой телепродюсер планирует новостные программы, отбирает сюжеты, ищет актуальный контент, работает с корреспондентами во время прямого вещания.

Кинопродюсер

Кто такой продюсер в кино, разобраться сложнее всего. Дело в том, что в киноиндустрии над одним проектом могут работать сразу несколько таких специалистов:

  • Генеральный продюсер. Решает важные вопросы — работает над идеей кино, определяет бюджет фильма, нанимает режиссеров, звукорежиссеров, сценаристов и другой персонал, решает вопросы проката и выхода на экран.
  • Сопродюсер. Встречается на крупных проектах и берет на себя часть функций генерального продюсера. Он может заниматься поиском локаций для съемок, формировать графики работы, решать организационные вопросы.
  • Исполнительный продюсер. Чем занимается исполнительный продюсер: отвечает за заключение договоров с персоналом, контролирует расходование средств, организует поставки нужного оборудования.
  • Линейный продюсер. Он находится на том же уровне, что и исполнительный кинопродюсер, но отвечает за творческую составляющую проекта — контролирует и организует работу актеров.
  • Продюсер постпродакшен. Он занимается организацией процесса работы над монтажом, озвучиванием киноленты.

В целом, что делает продюсер фильма, зависит от масштабов съемок. Если проект небольшой, все перечисленные функции может выполнять один специалист. Чем крупнее кинопроект, тем больше кинопродюсеров могут над ним работать и тем меньше у них обязанностей.

Что должен знать и уметь продюсер

Продюсерская работа очень разноплановая. Поэтому для ее выполнения специалист должен обладать профессиональными знаниями, навыками и определенными личностными качествами.

Hard skills

Hard skills (жесткие навыки) — умения, необходимые для выполнения работы в определенной сфере, профессиональные компетенции. Для продюсера они такие:

  • Знание законодательства в области авторского права и рекламы. Работая над постановкой телешоу, подбирая музыку к кинофильму или спектаклю, необходимо помнить об ответственности за нарушение авторских прав. Брать чужие идеи или произведения без разрешения — серьезное нарушение.
  • Знание маркетинговых технологий. Продюсеру важно разбираться в запросах и потребностях аудитории, выбирать правильные каналы продвижения и методы рекламы, анализировать эффективность рекламной кампании.
  • Владение методологией управления проектами. Специалист должен знать такие модели управления проектами, как Agile, Waterfall и др. Ему следует уметь подбирать программное обеспечение, которое может помочь в реализации конкретных задач.
  • Знание основ режиссуры. Продюсер контролирует работу режиссера, а значит, должен знать его обязанности: ему нужно уметь работать с командой на площадке, следить, насколько правильно выставлен свет, и т. д.
  • Знание экономики. Продюсер отвечает за экономическую составляющую проекта. Ему нужно уметь формировать бюджет, анализировать эффективность его исполнения, рассчитывать прибыль и другие показатели.
  • Использование методов фандрайзинга — привлечения средств для реализации проектов, поиска инвесторов.

Кроме этого, продюсеру необходимо знать историю искусства и медиапродюсирования, владеть техниками художественного анализа и актерского мастерства.

Soft skills

В работе продюсера не менее важны гибкие навыки (soft skills) или умения, связанные с личностными характеристиками человека:

  • Организаторские способности. В подчинении у продюсера находятся десятки и даже сотни сотрудников. Специалист должен уметь грамотно организовывать их работу, налаживать взаимодействие.
  • Коммуникативные навыки. Вся работа специалиста связана с общением. Он договаривается с инвесторами, членами своей команды, рекламодателями и многими другими. К каждому человеку нужно найти свой подход.
  • Аналитические способности. Продюсер должен анализировать ситуацию на рынке, следить за трендами, отслеживать опыт конкурентов. Только так можно создавать успешные проекты.
  • Стрессоустойчивость. Кино, театр, телевидение — сферы, где часто случаются непредвиденные ситуации: срыв съемок, отсутствие нужного оборудования, болезнь гримера или актера. Такие трудности нужно уметь преодолевать без лишних нервов и эмоций.
  • Лидерские качества. Продюсер ведет за собой команду, он должен заражать идеей окружающих, вселять в них энтузиазм.
  • Креативность. Только креативный человек может генерировать интересные, привлекательные для публики идеи.

Продюсер должен обладать высокой работоспособностью. Такой специалист часто вынужден работать по ненормированному графику. А иногда он ведет сразу несколько проектов.

Анализ рынка, спроса и зарплат

Активный выпуск кинофильмов, развитие театров, медиаиндустрии, производство различного контента — всё это способствует росту спроса на продюсеров. Поэтому грамотным специалистам компании предлагают очень хорошие зарплаты.

Востребованность профессии

Продюсеры требуются в специализированных продюсерских центрах, на телевидении, в кино и театрах. Такие специалисты востребованы в медиапроектах. В последнее время все чаще их ищут для продюсирования онлайн-курсов.

Любой проект, который рассчитан на зрителя, необходимо не только качественно создать, но и грамотно продвинуть. Сделать это невозможно без продюсерской работы. Поэтому эта профессия относится к одним из наиболее перспективных.

Карьерный рост

Карьера продюсера может складываться по-разному. Она зависит от характеристик человека, его стремления и работоспособности. Грамотных специалистов в этой отрасли не хватает. Поэтому, если прилагать усилия, можно быстро добиться успеха.

Карьерный путь можно начать с должности «менеджер медиапроектов». Она предполагает организацию творческого процесса, контроль за работой сотрудников над проектом, координацию их деятельности.

После этого карьерная лестница может выглядеть следующим образом:

  • помощник продюсера;
  • исполнительный или линейный продюсер;
  • сопродюсер;
  • генеральный продюсер.

Кроме того, такие специалисты могут продюсировать собственные проекты, открыть продюсерский или медиацентр.

Уровень зарплаты

Сколько зарабатывает продюсер, зависит от его стажа, квалификации, региона, сферы деятельности. Средние показатели по России — от 40 до 100 тыс. рублей. В Москве и Санкт-Петербурге эти цифры выше — от 50 до 200 тыс. рублей. Потолка доходов нет. Известные продюсеры зарабатывают миллионы долларов.

Перспективы

Спрос на продюсеров будет только расти. По данным бюро статистики труда США, к 2030 году количество рабочих мест в этой сфере вырастет на 24%. Такой показатель существенно опережает показатели востребованности специалистов в других отраслях. При этом заменить работу данных сотрудников машинным трудом невозможно.

Как стать продюсером

Для этого нужно получить образование. Сделать это можно в вузе, на платных и бесплатных курсах.

Вуз

Продюсерские факультеты есть во многих творческих вузах. Например, во ВГИКе, ГИТИСе, Школе-студии МХАТ и других. Они позволяют овладеть всеми нюансами специальности и подтвердить свои знания дипломом.

К недостаткам этого способа обучения относятся необходимость сдавать ЕГЭ и вступительные экзамены, длительность учебы (она составляет от 4 до 6 лет), а также изучение дополнительных общих предметов.

Платные курсы

Платные курсы позволяют овладеть профессией меньше чем за год. Это связано с тем, что на них студенты изучают только профильные дисциплины, а обучение носит практико-ориентированный характер.

Желающим освоить специальность доступны программы «Продюсер музыкальных проектов», «Музыкальный продюсер PRO», «Продюсер в Fashion» и другие. Большинство программ предлагает онлайн-центр Skillbox.

Занятия на таких программах ведут практикующие специалисты. Выпускникам курсов вручают документы об образовании, помогают с трудоустройством.

Бесплатные курсы

Бесплатные курсы — удобный способ познакомиться с основами специальности и понять, насколько она подходит для будущей карьеры. Они не рассчитаны на глубокое освоение профессии.

На рынке онлайн-образования бесплатные курсы продюсирования встречаются редко. Их также можно найти в компании Skillbox.

Плюсы и минусы профессии

Любая профессия имеет достоинства и недостатки. Это относится и к сфере продюсирования кино, музыки и других творческих проектов.

Плюсы

К плюсам профессии относят:

  • увлекательный творческий процесс;
  • разные варианты карьерного развития;
  • общение с интересными людьми;
  • возможность путешествовать;
  • хороший уровень заработка.

Эти плюсы привлекают в профессию целеустремленных, активных людей, которые не боятся трудностей.

Минусы

Продюсерство — большая ответственность. Такой специалист отвечает за успех проекта и деньги инвесторов. Провал может сильно ударить по его репутации. Кроме этого, на данной должности очень часто приходится трудиться сверх стандартного рабочего времени.

По материалам

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Общий: 0 Средний: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»